И вспомнилось тут.
До 12ти лет я училась в обычной средней школе, так что учительница начальных классов у меня была тоже "обычная". По мнению родителей и других учителей, "хорошая". "Хорошесть" ее заключалась в способности вдолбить ученикам в голову то, без чего дальнейшее обучение не представлялось возможным, а также достаточной компетенции по сопутствующим вопросам и умении поддерживать дисциплину. Нет, в принципе, ни слова плохого об отношении к себе не могу сказать - ко мне она ОЧЕНЬ по-доброму относилась, я в "любимчиках" проходила всю начальную школу. Но были у нее и НЕлюбимчики. И уж вот этим доставалось по полной, за дело и без дела, и просто "потому, что хочется мне кушать" (с). Дама выплескивала на них всю злобу, агрессию и ненависть, накопившуюся за жизнь вообще, за неустроенность, за отсутствие мужа и т.д. Орала благим матом на шестилеток, багровея так, что мы боялись, что ее вот-вот инфаркт хватит. Хватала их вещи (тяжелые портфели тоже), швыряла в окно\в дверь\в них самих. Рвала их книги и тетради. Заталкивала им в рот тряпку, которой стирали мел. Выволакивала за шиворот в коридор, гоня к директору пинками (не шучу). Ломала об их головы и спины указки - не только пластмассовые, но и деревянные (!) Ну и далее в том же духе. И шоу это было отнюдь не редкостью, а практически каждый день имело место.
А родители? - спросите вы. А что родители... Кто-то был попросту не в курсе: жаловаться на учителей тогда было не принято, тем более за жалобы можно было огрести по полной программе. Кто-то закрывал на это глаза - дескать, бьет -
Мне, повторюсь, повезло: весь этот концлагерь я три года начальной школы наблюдала как бы со стороны, хоть и в непосредственной близости. Но до сих пор нехорошо становится при мысли, какое количество невротиков, заик и людей с тотально угробленной самооценкой вырастила эта "учительница первая моя".
Дама умерла от рака. Довольно рано, лет в сорок. При том, что предпосылок к тому - наследственности, грозящих перейти в онкологию хронических заболеваний и т.д.- вроде бы не было. Пусть ей земля будет пухом, конечно; однако до сих пор думаю, что таким образом - довольно быстрой смертью - небеса ее просто остановили от того, чтобы еще тридцать лет, этак до 70ти, выпускать из начальной школы сотни и тысячи маленьких человечков с изломанной психикой.