?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Возвращение домой"

8 февраля в Москве состоялся закрытый показ спектакля Владимира Мирзоева «Возвращение домой» по пьесе английского драматурга Гарольда Пинтера. Это, если можно так выразиться, продолжение «пинтерианы»: раньше уже имели место две постановки, причем с тем же актером в одной из главных ролей (Максимом Сухановым) - «Коллекция Пинтера» и «Предательство».

Спектакль, прямо скажем, непростой, и к тому же весьма неоднозначный. При том, что декорации практически не меняются, а суть происходящего, навскидку можно свести буквально к паре фраз. Не «у попа была собака, он ее любил; она съела кусок мяса – он ее убил», конечно (хотя мясу в постановке отводится очень большая роль - и в прямом, и в переносном смысле).

Но тут содержание, на первый взгляд, ненамного более насыщенное: давно оперившийся «птенчик» - старший и самый успешный сын, Тедди, - много лет спустя решает приехать из-за границы навестить семью. А именно – отчий дом, где живут овдовевший отец, дядя и двое братьев-раздолбаев, отчаянно тоскующие по домашнему уюту и женской ласке. Причем утолить эту тоску нечем, ибо глава семейства категорически не приемлет, по его собственному выражению, «шлюх под этой крышей». Однако представление жены Тедди своим родственникам не ограничивается вежливым чаепитием и очень быстро выходит из-под контроля.

Как и во многих спектаклях современного театра, здесь важно не содержание, а процесс сама жизнь, которую воссоздают на сцене герои пьесы.
Казалось бы, типичная семейная драма на тему борьбы поколений и авторитетов (по типу «кто в доме старший?») в какой-то – причем совершенно неуловимый, - момент превращается сначала в трагическую сагу о крушении надежд, а потом и вовсе в театр абсурда. Завершающим штрихом к этому коктейлю стилей становится откровенная пародия на тоталитаризм, на который намекалось-намекалось по ходу пьесы, но для туго соображающих вроде меня намеки стали понятны только к самому финалу.

Два Максима в главных ролях – Суханов и Виторган, - конечно, впечатляют. Очень позабавило неожиданное превращение героя Суханова в "Сталина" уже ближе к занавесу. Правда, Суханов, так запомнившийся многим своими очень и очень разноплановыми образами в кино (помните его самую первую и очень яркую роль в «Стране глухих»? А Папу в «Обитаемом острове»?) в театре, на мой субъективный взгляд, несколько сдвигается в сторону «героя одного имиджа». По крайней мере, схожая манера поведения его персонажей и примерно одинаковая манера речи наводят на подобные размышления. Хотя, конечно, его актерскому таланту можно позавидовать, и в том же "Ветер шумит в тополях" на сцене театра Вахтангова его герой запоминается очень надолго.
Но в «Возвращении домой» образ, созданный Виторганом, мне понравился больше.

Кстати, насколько могу видеть – особенно в восторге от постановки студенты театральных вузов, попавшие на этот "эксклюзивный" показ: и в антракте, и по завершении спектакля они взахлеб щебетали о «контрпереносе» и «проекциях», что сильно озадачило несмотря на диплом филолога и четыре семестра анализа литературных творений. Понятно, что спектакль сам по себе – сплошные метафоры и аллегории, лишь слегка прикрытые сюжетной вуалью бытовых "междоусобиц": даже черепу шекспировского Йорика место нашлось. Но мораль-то в чем? Хотя драматические авторы очень часто делают конец открытым, оставляя варианты развития событий – а также терзания героев, - на откуп зрительской фантазии …

Спектакль еще можно успеть посмотреть в ДК им.Зуева в феврале. Интеллектуалы, ловите момент!


Фотографии с закрытого показа можно увидеть здесь: http://anothercity.livejournal.com/891787.html

Tags:

Profile

lynx_stepping
kristina777
kristina777

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy